С нами ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ !
Н.НОВГОРОД, ул.КОСТИНА, д.6, корп.1      МУРОМ, ул.ЛЕНИНА, д.24
+7 (831) 212-37-38 (многоканальный) 
+7 (950) 600-58-98, +7 (952) 778-46-46, +7 (952) 778-49-49 
  +7 (49234) 22-9-33, 2-15-18, 27-0-27,
 +7 (930) 743-80-00, +7 (904) 594-99-84
On-line бронирование

для туристических агентств

 

Отправление автобусов
Реестровый номер
туроператора № РТО 018587

Соборный Храм Живоначальной Троицы (Макарьево)

Соборный Храм Живоначальной Троицы (Макарьево)

Соборный Храм Живоначальной Троицы

 
 


  • Описание объекта
 
Соборный Храм Живоначальной Троицы (Макарьево) Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651— 77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений. Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители.
Соборный Храм Живоначальной Троицы (Макарьево) Он строился в 1651—58 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки собора — 1664 год). Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года — митрополита Новгородского). 
Описание 
Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведении каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных — ярмарочных — доходов). Но мы знаем о сугубо личном отношении патриарха к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности. 

Архитектурное решение Троицкого собора подтверждает его соотнесенность с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Никоном, — строить «по старине», шатровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца имен мысленным взором Успенский Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители  Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что возвел каменный храм oбители «подмастерье каменных дел» Максим Апсин, родом москвич. 

Заказчики соборного храма явили известную амбициозность своего времени. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть  чревато — даже в XIX веке монастырям  приходилось расставаться со двумя ярусами своих колоколен, если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но все-таки на аршин больше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней. Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько сдвинуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. 

Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит величественным, но не подавляюще-огромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление высоты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока еще не благоустроен в полной мере. Пятиярусный, устремленный ввысь иконостас и расчищенные от побелки, но еще неотреставрированные фрески — вот что определяет «внутреннее звучание» Троицкого собора. Больше почти ничего здесь нет. Особенной красотой трудно возрождающейся святыни, сияет убранство собора в солнечные дни, когда лучи, падая через высокие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок. 

Фрески Троицкого собора — уникальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они еще не изучены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А костромская школа, как известно, именно в это время переживала период наивысшего расцвета. 

Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем состоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, прежде всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы  опоясан «лентами» изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов.В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. 

Произошло это не из-за каких-то просчетов, допущенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находился монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении монастыря — сочли, что оставаться здесь братии небезопасно.Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Троицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершенные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили дополнительные росписи — эти росписи, правда, значительно уступали фрескам XVII век.
Входит с состав экскурсий
Однодневная экскурсия в с. Макарьево
Двухдневная экскурсия «Нижний Новгород - с. Макарьево»
Трехдневная экскурсия «Нижний Новгород - Дивеево - с. Макарьево»