С нами ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ !
Н.НОВГОРОД, ул.КОСТИНА, д.6, корп.1      МУРОМ, ул.ЛЕНИНА, д.24
+7 (831) 212-37-38 (многоканальный) 
+7 (950) 600-58-98, +7 (952) 778-46-46, +7 (952) 778-49-49 
  +7 (49234) 22-9-33, 2-15-18, 27-0-27,
 +7 (930) 743-80-00, +7 (904) 594-99-84
On-line бронирование

для туристических агентств

 

Отправление автобусов
Реестровый номер
туроператора № РТО 018587

Нижегородская Ярмарка (Нижний Новгород)

Нижегородская Ярмарка (Нижний Новгород)

Нижегородская Ярмарка

 
 


  • Описание объекта
 
Нижегородская Ярмарка (Нижний Новгород) Нижегородская ярмарка — главный выставочный и деловой комплекс Нижнего Новгорода. Один из всероссийских центров оптовой и розничной торговли. Ранее была крупнейшей ярмаркой в Российской империи. Расположена в Нижней части города.
Нижегородская Ярмарка (Нижний Новгород) Предшественники.
Начало большого периодического торга на средней Волге восходит к очень отдаленным временам. В первой половине XIII века он происходит на Арском поле, около Казани. В 1524 г. Василий Иоаннович, воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в Васильсурске. Место было выбрано неудачно, так как Васильсурск, как пограничный город, служил исходным пунктом военных действий против Казани.
Нижегородская Ярмарка
После покорения Казанского ханства в 1552 году складываются благоприятные условия для торговли. Вскоре после этого образуется ярмарка у обители преподобного Макария, однако официальной даты основания ярмарки не установлено. Благодаря выгодному расположению, на середине волжского пути, ярмарка развивалась все более и более. В 1641 году царь Михаил Фёдорович дал монастырю право собирать с торговцев за один день торговли (25 июля — св. Макария) таможенную пошлину. В 1648 году Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно пять дней, а затем велел платить особый налог. В 1666 году на ярмарку приезжали уже купцы не только из всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели.

В конце XVII века привоз товаров достигал 80 тыс., в половине XVIII в. — 490 тыс., а к концу его — 30 млн руб. В это время в Макарьеве казённых ярмарочных помещений было 1400; кроме того, купечеством было построено 1800 лавок. Казна получила от найма лавок в 1790 году 15 тыс. руб., а в 1810 году — до 120 тыс. руб.

Сильно разросшись, часть ярмарки захватила даже противоположный берег Волги у села Лысково. Строения ярмарки носили временный характер, представляя деревянные балаганы, лавки и трактиры. К середине XVIII века многие строения пришли в негодность, и 18 июня 1751 года вышел царский указ о постройке каменного гостиного двора на месте старого деревянного. Сохранились многочисленные проекты по перепланировке ярмарки конца XVIII — начала XIX веков. К концу 1809 года перестройка ярмарочного комплекса была завершена.

16 августа 1816 году произошёл пожар, который уничтожил гостиный двор (за исключением каменного корпуса), со всеми временными принадлежавшими к нему балаганами. Пожар произошёл уже после окончания торгов (концом торга считался праздник Первого Спаса, то есть 1 августа), когда на ярмарке уже не было ни одного человека и ни одного тюка с товарами. Убыток был свыше 2 млн руб. Этот пожар выдвинул вопрос о перенесении ярмарки, так как у монастыря было мало места для ярмарки, и кроме того, течением Волги ежегодно отмывало макарьевский берег.

Перенос ярмарки.

Китайские ярмарочные ряды. Акварель по фотоотпечатку. Авторы А. О. Карелин и И. И. Шишкин
Понимая важность постройки нового экономического центра, император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив выделенные для этого деньги на постройку ярмарки. Всего на постройку гостиного двора было ассигновано из казны 6 млн руб. Строительство возглавил председатель столичного Комитета строений генерал-лейтенант Бетанкур. Основой для создания архитектурного ансамбля послужил план, разработанный ещё в 1804 году архитектором А. Захаровым (впоследствии автором здания Адмиралтейства). 15 февраля 1817 г. началось строительство, которое длилось 4 года.

15 июля 1822 г. в каменном гостином дворе и деревянных временных помещениях была открыта торговля. Продолжительность ярмарки составляла более месяца: флаги поднимались 15 июля и опускались 25 августа. Но настоящий торг начинался с августа и продолжался до начала сентября.

Ярмарка раскинулась на площади в почти 8 км² на левом низком берегу реки Оки, на большом мысе (Стрелке), образуемом при впадении Оки в Волгу.

Первоначальное обустройство.

Архитектор О. Р. Монферран

Старый главный ярмарочный дом в Нижнем Новгороде
Центральной частью ярмарки был сооруженный Бетанкуром гостиный двор, состоящий из 60 отдельных корпусов, с 2530 лавками. Главный дом в духе классицизма и боковые административные корпуса образовывали центральную парадную площадь. Для защиты от весенних вод, затоплявших это место, было насыпано основание высотой 3,5 метра. По берегам обводного канала было выстроено ещё более 40 каменных больших зданий для торговли и склада товаров.

Подковообразный обводной канал 100-метровой ширины с трёх сторон окружал центральную часть архитектурного ансамбля. Уникальное гидротехническое сооружение, получившее имя Бетанкуровского канала, соединялось с Мещерским озером и Пырским каналом. По масштабу комплекс был сравним с гидротехническими сооружениями Царского Села и Петергофа. В настоящее время от канала и системы мостов ничего не осталось.


Плашкоутный мост через Оку. Фотограф А. О. Карелин. 1882 г.

Спасский (Староярмарочный) собор — одно из немногих зданий ярмарки, сохранившихся до XXI века
Особое внимание привлекал уникальный для того времени плашкоутный (наплавной) мост через Оку. Имея 510 метров в длину, он являлся самым длинным наплавным мостом того времени.

Искусственный полуостров венчал величественный пятиглавый Спасский (Староярмарочный) собор — одно из немногих зданий, сохранившихся до XXI века. Строительство собора было начато 20 августа 1818 года по проекту архитектора Монферрана (который в это же время проектировал Исаакиевский собор, сходство с ним достаточно очевидно). Собор проектировался в виде центрической композиции на квадратном плане 25×25 метров с алтарём и тремя притворами. Простенки между высокими окнами на главах собора украшали ионические полуколонны, купола имели полусферическую форму. Общая высота сооружения (вместе с крестом) — 39 метров. К лету 1822 года была закончена отделка собора, выполненная основателем Арзамасской школы живописи академиком А. В. Ступиным. Освящение собора состоялось 25 июля 1822 года[2].

На площади за собором располагалась высокая (54 метра) колокольня, разработанная архитектором А. Л. Леером. Сооружение выполняло роль заметного ориентира для приплывающих на ярмарку судов. На первом этаже колокольни располагались хозяйственные помещения, на втором — жилые помещения для священнослужителей. Больше всего места занимала Казанская церковь. Четырёхъярусная колокольня с 15 метровым шпилем завершала верхнюю часть строения.

Учитывались и потребности прихожан других религий, для чего были построены Армяно-григорианская церковь и мечеть. Указ о строительстве этих сооружений вышел в 1825 году. Работами руководил инженер Баус. Армянская церковь имела план в виде круга диаметром 21,5 м. Общая высота церкви вместе с куполом была также 21,5 м. Мечеть была архитектурно похожа на армянскую церковь, отличаясь лишь двухэтажностью и трёхступенчатым шпилем в роли минарета.

Площадь перед собором с противоположной стороны украшали Китайские ряды — четыре корпуса в духе китайской архитектуры, предназначенные для торговцев из Азии, основным предметом торговли для которых являлся чай.

Впервые для российских ярмарок того времени на территории были разработаны санитарно-технические сооружения — подземная сводчатая канализация[3]. Две круглые башенки между крайними рядами гостиного двора служили входами в две подземные галереи. Подземные галереи представляли собой длинные коридоры с каменными стенами и сводами и кирпичным полом. Длина каждой галереи — 640 метров, ширина — 2,1 м, высота — 2,5 м. Вдоль задней стены коридора пролегал жёлоб, над которым были установлены разделённые перегородками писсуары. Чистота помещений поддерживалась ежедневно при помощи воды из трубы, соединявшейся с обводным каналом. Для России того времени это были уникальные сооружения, подземные работы до этого времени проводились лишь в Москве (1816—1829). Гораздо позднее подобные подземные галереи появились в Париже.

Посетивший в 1833 году Нижний Новгород А. С. Пушкин свои впечатления от ярмарки отразил в «Путешествии Онегина».

Путешествие Онегина (отрывок)
…Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец;
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей;
Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.
А. С. Пушкин

План Нижегородской ярмарки конца XIX века

Динамика стоимости товаров на Нижегородской ярмарке с 1817 по 1903 годы
Расцвет.

Площадь и сквер у Главного ярмарочного дома
Вторая половина XIX века была эпохой расцвета для Нижегородской ярмарки. Открытие Николаевской железной дороги (1851) почти утроило стоимость привозимых товаров, которая ещё больше увеличилась с открытием Московско-Нижегородской железной дороги (1862).

Ярмарка приобретает международное признание: на неё приезжают русские торговцы, европейцы, армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы. В 1846 было привезено товаров на сумму 57 214 906 руб. серебром, а продано — на сумму до 49 549 377 руб. серебром. Главные статьи торговли: хлопчатобумажные изделия, чай, металлы, шерстяные изделия, шёлковые изделия.

Во время ярмарки из города приезжали нотариусы, банки, коммерческие и др. конторы и т. д. На Нижегородскую ярмарку ежегодно съезжалось до 200 тыс. человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде проживало тогда менее 20 тысяч. Количество приезжающих на ярмарку гостей приводит к развитию инфраструктуры Нижнего Новгорода, строятся гостиницы, трактиры, рестораны, чайные, развивается сфера услуг. На противоположном берегу Оки бурно застраивается благоустроенными кирпичными зданиями улица Рождественская. Активно процветает судоходство, вдоль левой набережной Оки прокладывается важная транспортная магистраль Московское шоссе, значение которой сохранилось и до настоящего времени.

Продолжается и архитектурная застройка территории ярмарки. В 1852 строится Крестовоздвиженская часовня по проекту А. П. Брюллова, в 1859 — Печёрская часовня, по проекту И. К. Кострюкова, а в 1866 году по проекту петербургского архитектора Д. Гущина на набережной Оки напротив Главного дома строится самая крупная на ярмарке часовня — Макарьевская.

В 1858 году ярмарочное купечество изъявило желание построить новые собор в память о посещении ярмарки императором Александром II, и 1864 году проект губернского архитектора Р. Я. Килевейна был готов. К сожалению, проект потребовал пересмотра сначала по причине недостаточной его прочности, затем — по причине недостаточности его финансирования. Было решено снизить стоимость строительства с 200 тысяч до 100 тысяч рублей. Новый проект предложенный молодым архитектором академиком Л. В. Далем также не был утверждён. Авторство окончательного проекта до сих пор не установлено, возможно, что автором является архитектор И. С. Вишневский. В 1867 году ярмарку посетил великий князь Владимир Александрович, который участвовал в церемонии освящения места закладки собора. Основное строительство Александро-Невского собора было начато 18 августа 1868 года и длилось 13 лет. Собор был возведён без традиционного свайного основания и «представлял собой центрическое монументальное сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. В декоре фасада сочетались элементы разных архитектурных стилей. План собора имел эклектический характер.». 20 июля 1881 года строительство было закончено и собор был торжественно освящен в присутствии императора Александра III, его супруги Марии Фёдоровны и цесаревича Николая.

Частые пожары приводили к тому, что всё большее количество зданий перестраивалось в каменные, этому же способствовал указ о переходе построенного каменного здания в собственность владельца.

В 1860-х годах нижегородский купец Э. Шмит установил на территории ярмарки 650 фонарей, а к 1885 году появляется электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц. В 1870 году на ярмарке появляется водопровод и фонтаны перед Спасским собором и Главным домом, сооружается водонапорная башня.

К концу 1880-х годов Главный ярмарочный дом настолько устаревает, что специальная комиссия приходит к выводу о полной его перестройке. В следующем же году было закончено строительство нового здания по проекту архитекторов К. В. Треймана, А. И. фон Гогена и А. Е. Трамбицкого. Строение было выполнено в формах древнерусской архитектуры XVII века. Здание продолжало выполнять роль административного центра, во время ярмарки в нём размещалась квартира губернатора и его канцелярия, ярмарочная контора и комитет, отделение государственного банка и пр.; на первом этаже находился красивый пассаж, в котором шла бойкая розничная торговля.

В 1896 году рядом с Нижегородской ярмаркой открывается Всероссийская выставка, к которой было приурочено появление трамвайного сообщения.

Развитие капиталистических отношений в России привело к активному развитию банковских учреждений. В 1880-х-1890-х годах на территории ярмарки открылись филиалы крупнейших банков России: Государственного, Сибирского торгового, Казанского купеческого, Волжско-Камского коммерческого, Московского торгового, Московского купеческого, Московского Азовского и Московского торгово-промышленного товарищества.
Входит с состав экскурсий
Экскурсии по Нижнему Новгороду и Нижегородской области